Из наиболее популярных интегрированных сред. Редактор или IDE? Очередная попытка анализа. IDE под Windows

Сред разработки на C++ очень много, и для каждой цели есть своя, особенная IDE. Здесь находятся 10 самых популярных сред разработки и редакторов исходного кода для C++.

Если Xcode — любимая среда разработки Apple , то Visual Studio — это среда разработки от Microsoft. Visual Studio в основном известна для написания приложений, включающих в себя.NET. Это полный набор инструментов, позволяющий произвести точную отладку и настройку приложения. Есть как Community-версия, так и PRO.

Visual Studio предназначена не только для разработчиков на C++, но также поддерживает многие другие популярные языки, такие как C#, Visual Basic и F#.

Visual Studio предлагает множество функций, некоторые из которых:

  • интеллектуальное автодополнение кода;
  • дизайнер графических форм (GUI);
  • простая в использовании навигационная система.

Вы можете использовать IDE для разработки компьютерных программ для Microsoft Windows, а также веб-сайтов, веб-приложений и веб-сервисов.

Подробнее можно узнать .

2 -Xcode

Xcode — это не просто интегрированная среда разработки, а полный набор инструментов для разработки программного обеспечения, созданных Apple для разработки программного обеспечения для MacOS, iOS, WatchOS и tvOS.

Xcode — лучшая IDE для Mac хотя бы потому, что она создана разработчиками операционной системы. Поэтому, если вы являетесь разработчиками под платформы Apple, эта среда для вас.

Функции Xcode:

  • создание приложений под все Apple платформы;
  • автодополнение кода;
  • удобная работа с GUI.

Подробнее можно узнать .

3 — NetBeans

Хотя NetBeans славится разработкой на Java, это также одна из лучших сред разработки на C++ как для Windows, так и для Mac с Linux.

У NetBeans также есть много готовых шаблонных проектов для C и C++, которые можно использовать в качестве основы для ваших приложений. NetBeans был написан с использованием Java, он также может быть использован для проектов PHP и HTML5. Идеально подходит для начинающих, но и опытные программисты часто используют его.

Плюсы NetBeans:

  • это ПО о открытым исходным кодом;
  • разработан и поддерживается компанией Oracle;
  • поддержка визуализированного создания GUI-имнтерфейсов;
  • поддержка Qt Toolkit;
  • поддержка удаленного развития;
  • легкая файловая навигация.

Подробнее можно узнать .

4 — Eclipse

Eclipse — еще одна простая в использовании и при этом мощная IDE для C и C++. Между Eclipse и NetBeans мало различий, но все же Eclipse является более быстрой средой разработки.

Плюсы Eclipse:

  • простота установки и использования;
  • бесплатный и открытый источник;
  • поддержка нескольких платформ;
  • мощный движок создания GUI-интерфейсов;
  • удаленный системный проводник.

Подробнее можно узнать .

5 — CodeLite

CodeLite — это еще одна бесплатная и быстрая IDE для программирования на C и C ++. CodeLite также поддерживает разработку на PHP и JavaScript.

Функции CodeLite:

  • мультиплатформенная поддержка;
  • встроенная поддержка GCC/clang/VC++;
  • CodeLite обладает удивительно быстрым и мощным инструментом завершения кода из-за собственного анализатора;
  • поддержка профилирования, рефакторинга;
  • анализ статического кода и браузер классов.

Подробнее можно узнать .

6 — Qt Creator

Qt Creator — самая известная среда разработки для создания графических приложений. Если вы собираетесь создать хорошее приложение с графическим интерфейсом, Qt Creator станет для вас идеальным выбором.

Проблема в том, она платная. Не беспокойтесь, есть версия с открытым исходным кодом, которая распространяется бесплатно. Если вы новичок, то вы вряд ли будете распространять ее за деньги, и тогда платная лицензия просто не нужна.

Некоторые из функций Qt Creator:

  • простой и удобный конструктор GUI-форм;
  • кроссплатформенность;
  • поддержка отладки, компиляции, профилирования, автозаполнения кода и рефакторинга;
  • поддержка анализа статического кода;
  • быстрый компилятор Qt;
  • визуализация данных Qt;
  • Qt Quick 2D Renderer;
  • Qt WebView;
  • Qt Virtual Keyboard.

Подробнее можно узнать .

7 — Code::Blocks

Codeblocks — это еще одна свободная и открытая среда IDE для C и C++, написанная с использованием GNU C++. Главный плюс — кроссплатформенность программы. CodeBlocks также можно использовать для языков c и Fortran.

Некоторые из функций CodeBlocks:

  • простая и быстрая установка;
  • наличие портативной версии;
  • удобный конструктор GUI-форм;
  • встроенная возможность создания блок-схем.

Подробнее можно узнать .

8 — Dev-C++

Dev-C++ — это бесплатная интегрированная среда разработки с открытым исходным кодом, написанная в Delphi для Windows. Это легкая IDE, которой требуется всего на пару минут для установки. Это — лучшая среда разработки для новичков, в ней можно установить плагин для создания GUI-интрефейсов методом перетаскивания элементов.

Некоторые из возможностей Dev-C++:

  • малый вес;
  • простая в использовании панель инструментов ;
  • автозавершение кода;
  • горячие клавиши для компиляции и запуска, например F9 и F10 ;
  • простая установка.

Подробнее можно узнать .

9 — CLion

Это отличная среда разработки на C++, созданная известной компанией JetBrains. Она поставляется с некоторыми замечательными функциями, такими как «Smart Editor» , «Code Analysis», «Embedded Termina»l.

CLion — платная программа, не имеющая бесплатной версии, однако вы можете получить пробную версию в течение 30 дней, чтобы проверить ее.

Возможности CLion:

  • удобное создание визуализированных интерфейсов;
  • наличие инструментов для удобного создания код а и отладки;
  • возможность установки плагинов;
  • поиск ошибок в коде в Live-режиме.

Подробнее можно узнать .

10 — Geany

Интегрированная среда разработки - это система программных средств, используемая для разработки ПО. О ней и пойдет речь в моей статье.

Microsoft Visual Studio

Внешний вид Visual Studio в работе

Данная система программирования разработана компанией Microsoft и включает в себя интегрированную среду программирования и другие инструментальные особенности. Этот продукт позволяет создавать консольные и графические приложения, веб-сайты, веб-приложения на языках C++, C#, Visual Basic.NET и F#. Visual Studio включает в себя редактор кода, редактор формы, отладчик, компилятор и разного рода плагины.

Anjuta

Anjuta в работе


Интегрированная среда разработки GNOME, позволяющая работать с такими языками программирования как C++, Vala, Java, JavaScript и Python. Наиболее хорошо подходит для разработки графических программ. Кстати, поддержка JavaScript была добавлена в рамках проекта Google Summer of Code в 2009 году. Данная среда программирования содержит большинство необходимых инструментов для комфортного программирования: мастер приложений, отладчик, редактор исходного кода, с поддержкой подсветки синтаксиса.

NetBeans

Начальная страница NetBeans


Интегрированная среда разработки приложения, работающая на языках Java, Python, PHP, JavaScript, C, C++, АДА и так далее. Этот проект спонсируется компанией Oracle, но разработка ведется независимой группой разработчиков. По возможностям NetBeans не уступает лучшим платным, коммерческим средам разработки. NetBeans включает в себя возможность рефакторинга, профилирования, выделения синтаксических конструкций цветом, автоподбор конструкций, множество шаблонов.

Eclipse

Eclipse в работе

Свободная, то есть бесплатная интегрированная среда программирования для разработки кроссплатформенных приложений. Eclipse в первую очередь является платформой для разработки расширении, также любой разработчик может вставить в Eclipse свои дополнения. Eclipse дает возможность программирования на языках C, Java, ADA, PHP, COBOL и так далее.

KDevelop

KDevelop в действии

Опять же свободная интегрированная среда разработки. Разработка началась в 1998 году. В состав не включен компилятор, используется любой сторонний компилятор для создания машинного кода. Для редактирования исходного кода подключается текстовый редактор, как отдельный компонент. Из возможностей присутствует подсветка синтаксиса, менеджер проектов, встроенный помощник и система завершения кода. Данная среда поддерживает множество языков программирования, таких как C, C++, Perl, Python, PHP, Java, Ruby, SQL, ADA, Паскаль и Фортран.

XCode

XCode в действии

Интегрированная среда разработки предназначенная для OS X и iOS. Разработана корпорацией Apple. Самая первая версия данной среды была выпущена 2001 году. Новейшие версии распространяются и по сей день. Данная система предназначена в частности для создания графического интерфейса. Поддерживает языки семейства C, Java, AppleScript, Python и Ruby.

Давно хотелось рассказать о том как делать сложные проекты с проектирования до выпуска. Считается, что IDE - это довольно сложные системы. Это очень хорошо. Есть простор для проектирования, применения паттернов, построения иерархии классов.

Примеры успешных IDE:

  • Visual Studio
  • Eclipse
Мне уже не терпится начать…

Проектирование

Если мы хотим довести проект до конца - его необходимо спроектировать. Зачем?
  1. Чтобы заранее продумать проект, его структуру и не допустить критических ошибок еще на ранних стадиях.
  2. Чтобы видеть весь объем работы и не делать в будущем больше чем задумано (так умирают интересные проекты).
  3. Чтобы проект был согласованным.
Проектирование не обязательно имеет письменную форму. Все программисты проектируют код в мыслях по мере его написания. Таким образом, они проектируют на низком уровне. Чтобы упростить и улучшить низкоуровневое проектирование надо подготовить почву - высокоуровневую часть.

Этапы проектирования:

  1. Определение цели
  2. Выработка требований
  3. Определение архитектуры
  4. Написание высокоуровневого проекта
Каждый следующий этап опирается на результаты предыдущего и уточняет их.

Проектируем IDE

Цель

Научиться проектировать и разрабатывать сложные проекты.
Спроектировать и разработать IDE для вэб-разработки.

Требования

Общие
Кроссплатформенность (+ использование нативного интерфейса в каждой из выбранных операционных систем)
Мультиязычность
Расширяемость

Редактор
Подсветка синтаксиса (+ указание ошибок синтаксиса)
Всплывающие подсказки при наведении на сущности в коде
Автоматическое дополнение кода (Code Completion)
Сниппеты
Работа с несколькими документами одновременно

Поддерживаемые языки программирования/разметки
HTML
Выбор стандарта для подсказок
CSS
Использование стандартов CSS2, CSS3 (на выбор) для подсказок
JavaScript
Использование JsDoc для подсказок

Архитектура

Очень интересная часть проектирования. По ее оформлению нет четких требований. Очень часто она содержит различные диаграммы.

Язык программирования: C# (соответствует требованиям и я его знаю достаточно хорошо)
Среда исполнения: .net (Windows), mono (Mac OS X, *nix)

Целевые платформы:

  • Mac OS X (начиная с версии 10.5.0)
  • *nix (следует уточнить список дистрибьютивов в будущем)
  • Windows (начиная с версии 2000)
Распространение:
  • Mac OS X - dmg
  • *nix - в пакетах, специфичных для каждого дистрибьютива
  • Windows - в виде инсталлятора
Структура проекта:
  • Редактор
    • Подсветчик синтаксиса (с легко расширяемым списком языков)
    • Анализаторы структуры документа: HTML, CSS, JavaScript
    • Менеджер сниппетов
  • Среда
    • Менеджер настроек
    • Менеджер горячих клавиш
    • Менеджер интерфейса
      • Панели инструментов
      • Области данных (файловая структура, объектная модель документа, ...)
  • Расширяемость
    • Расширения в виде полноценных библиотек
    • Расширения в виде скриптов на JavaScript
  • Интерфейс
    • Реализации
      • WinForms (Windows)
      • Gtk# (*nix)
      • Cocoa# (Mac OS X)

Вот такой вот получился первый шаг в проектировании. Дальше будет намного более сложный этап - составление высокоуровневого проекта. В скором времени я постараюсь написать статью и по этой теме. Спасибо за внимание.

Простейший он потому, что не предоставляет таких удобств, как контекстные подсказки по типу intelliSence , в нем нет полноценного отладчика, нет профайлера и других полезных инструментов. Возможности текстового редактора весьма и весьма скромные. Проекты с многофайловой структурой напрямую также не поддерживаются. Собственно, этого всего не нужно, поскольку для профессиональной разработки сложных программных продуктов такой инструмент малопригоден. Для подобных целей стоит использовать полноценную интегрированную среду разработки , которая, помимо перечисленных мною возможностей, предоставляет еще массу различных сервисов, в том числе инфраструктуру для совместной разработки программных решений (Team Foundation Server, TFS ).

Что может эта программа , и с какой целью я здесь выкладываю ее исходный код? Возможности программы следующие: пользователь может писать текст программ на C# или VB.NET, запускать его и выполнять простейшие действия по отладке (программа сообщает об ошибках и указывает их местонахождение), создавать запускаемые модули (exe) или динамически подключаемые библиотеки (dll), подключать другие программные компоненты и сохранять исходный код и параметры сборки в текстовых файлах.

Кому может быть полезен такой инструмент программирования? Ну, во-первых, его можно использовать в рамках учебных курсов по программированию, поскольку он является бесплатным, а его возможностей для целей обучения основам программирования и алгоритмизации вполне хватает. На сайте эта программа как раз и предлагается в качестве курса . Имея исходный код проекта на C#, можно “докрутить” его функциональность под требования конкретного процесса обучения, к примеру, подключить библиотеки с базовыми алгоритмами, встроить автоматизированную подсистему проверки результатов заданий и выставления оценок и т.п. Во-вторых, часть исходного программного кода этого проекта можно использовать при разработке прикладных подсистем, в задачи которых входит интерпретация различного рода бизнес - сценариев, исполнения внешних хранимых процедур и т.д. Более подробно про задачу разработки архитектуры написано .

Описание проекта

Весь проект можно условно разделить на две части: сервисы документа программы и элементы его окружения . Сервисы документа выделены в отдельное пространство имен Document . Основным типом пространства имен Document является сам документ программы – класс CSSDocument , который инкапсулирует в себе пользовательский программный код, различного рода настройки, ссылки на внешние программные компоненты и результаты компиляции. К основным задачам класса CSSDocument относятся: динамическая компиляция, чтение и сохранения программного кода и настроек программы в текстовых файлах, формирование exe и dll модулей и выполнение программы в режиме отладки. Все остальные части Coding Craft Studio – это элементы окружения документа, главной задачей которого является организация взаимодействия с пользователем посредством . Как я уже сказал, проект написан на языке программирования C#. Исходный код сопровождается комментариями, которые при наличии желания помогут разобраться в его работе.

В основе программы используется технология отражения (reflection) , которая предоставляет интерфейсы для доступа к элементам загруженной или динамически сформированной программной сборки (Assembly). Технология отражения построена на базе сервисов чтения и обработки сборки , более подробно про которые можно узнать в материалах, посвященных виртуальной машине и ее окружению. Если кратко описать алгоритм работы программы, то выглядит это следующим образом. Сначала создаем и инициализируем сервис динамической компиляции (CodeDomProvider). Выполняем динамическую компиляцию, вызывая соответствующий метод (CompileAssemblyFromSource) и передавая в качестве параметров экземпляр класса настроек (CompilerParameters) и сам программный код. Если компиляция прошла без ошибок, то ее результатом является сформированная в памяти сборка. Далее, средствами отражения ищем в полученной сборке тип приложения (класс Application), ищем с помощью все того же отражения у этого типа точку входа (метод Main). Потом создаем экземпляр типа приложения и запускаем его, вызывая метод точки входа. В процессе постоянно контролируем возникновение и должным образом их обрабатываем. Все довольно просто, и в подтверждение этих слов ниже приведена часть исходного кода класса CSSDocument , содержащая методы компиляции и запуска программы: Compile() и Run() .

namespace CodingCraftStudio { //Основые сервисы Coding Craft Studio namespace Document { //Поддерживаемые языки программирования public enum CCSLanguage { CSharp = 0 , VisualBasic = 1 } //Документ приложения (исходный код, список библиотек) public class CCSDocument { //Динамическая компиляция программного кода private void Compile (CompilerParameters _CompilerParameters, ref CompilerResults _CompilerResults) { _CompilerParameters. CompilerOptions = this . CompilerOptions; foreach (CCSString _Reference in m_References) _CompilerParameters. ReferencedAssemblies. Add (_Reference. Value); CodeDomProvider _Provider = null ; switch (this . Language) { case CCSLanguage. CSharp: { _Provider = new CSharpCodeProvider (); break ; } case CCSLanguage. VisualBasic: { _Provider = new VBCodeProvider (); break ; } } if (_CompilerParameters. GenerateExecutable) if (_Provider. Supports (GeneratorSupport. EntryPointMethod)) _CompilerParameters. MainClass = this . NameSpace + "." + this . ApplicationTypeName; _CompilerResults = _Provider. CompileAssemblyFromSource (_CompilerParameters, this . Code); if (_CompilerResults. Errors. Count > 0 ) throw new CCSRunTimeException ("Ошибки компиляции!" ); } //Динамическая сборка [ System. ComponentModel. Browsable (false )] public Assembly CompiledAssembly { get { if (m_CompilerResults == null ) return null ; return m_CompilerResults. CompiledAssembly; } } //Получение типа динамической сборки по имени [ System. ComponentModel. Browsable (false )] public Type CompiledType (string _Name) { if (m_CompilerResults == null ) return null ; if (_Name == string . Empty) return null ; return m_CompilerResults. CompiledAssembly. GetType (_Name); } //Создание экземпляра типа public object CreateInstance (Type _Type) { return _Type. GetConstructor (Type. EmptyTypes). Invoke (null ); } //Запуск приложения public void Run () { if (string . IsNullOrEmpty (this . ApplicationTypeName)) throw new CCSSettingsException ("Не задан класс приложения: ApplicationTypeName!" ); this . Compile (); Type _type; _type = this . CompiledType (this . NameSpace + "." + this . ApplicationTypeName); if (_type == null ) throw new CCSRunTimeException ("Класс " + this . ApplicationTypeName + " не определен!" ); MethodInfo _entryPoint; _entryPoint = this . CompiledAssembly. EntryPoint; if (_entryPoint == null ) throw new CCSRunTimeException ("Не определена точка входа!" ); object _object; _object = this . CreateInstance (_type); if (_object == null ) throw new CCSRunTimeException ("Не удалось создать экземпляр " + this . ApplicationTypeName + "!" ); try { _type. InvokeMember (_entryPoint. Name, BindingFlags. InvokeMethod, null , _object, null ); } catch (Exception ex) { throw new CCSRunTimeException ("Не удалось вызвать метод точки входа " + _entryPoint. Name + " приложения " + this . ApplicationTypeName + "! " + ex. Message, ex); } } ...часть исходного кода пропущена... } } }

Если интерес к предмету остался, то скачивайте

Обзор самых популярных и удобных редакторов исходного кода, а также облачных и десктопных многофункциональных сред для веб-разработки.

Программ, предназначенных для написания и редактирования исходного кода веб-приложений, великое множество. Современные и удобные редакторы способны закрывать забытые кавычки, расставлять отступы, скобки и даже дописывать за программистом команды. Мощные IDE сами обновляют содержимое файлов на удаленных серверах и хранят историю изменений проекта. Подобрать идеальный продукт – задача почти невыполнимая. Сберечь время поможет подборка самых популярных решений.

Для удобства все инструменты разбиты на три группы:

  • редакторы кода – относительно простые программы, основная функция которых состоит непосредственно в создании и изменении файлов с программным кодом;
  • многофункциональные интегрированные среды (IDE) – мощные инструменты, объединяющие десятки прикладных функций;
  • облачные IDE – функциональность десктопных сред для веб-разработки в виде интернет-сервиса.

Параметры инструментов сведены в общие групповые таблицы. Это позволит наглядно сравнить разные продукты и выбрать подходящий.

Редакторы кода

Komodo Edit

Мини-версия полноценной среды разработки Komodo IDE по умолчанию предоставляет базовые функции редактора, а подключаемые расширения добавляют поддержку синтаксиса разных языков и полезные опции, например, компиляцию .

Возможности Vim:

  • огромное количество дополнений;
  • многоязычность;
  • поддержка множества файловых форматов;
  • мощные поисковые инструменты;
  • возможность бесконечно отменять внесенные изменения;
  • интеграция с большим количеством сторонних приложений.

GNU Emacs

Еще один базовый редактор кода Linux-систем GNU Emacs сложнее, чем тот же Vi, но при этом мощнее и имеет большую функциональность:

  • несколько режимов редактирования, синтаксическое выделение кода для разных языков;
  • подробная документация и руководство для начинающих пользователей;
  • поддержка кодировки Unicode;
  • использование визуального интерфейса или диалекта Emacs Lisp для тонкой настройки рабочей среды;
  • хороший отладчик;
  • дополнительные удобства, например, почтовый клиент, планировщик;
  • менеджер расширений.

Adobe Brackets

Относительно молодой кодовый редактор Brackets сделал основной упор на визуализацию и упрощение работы с CSS-препроцессорами. Проектирование веб-страницы прямо в браузере становится очень быстрым и легким делом. Brackets – отличное решение для программистов и дизайнеров, имеющих дело с пользовательскими интерфейсами и фронтендом в целом.

Основные функции:

  • визуализация HTML-кода и стилей, возможность просмотра изменений в режиме реального времени и мгновенного редактирования;
  • работа с PSD-файлами, возможность импорта изображений без использования Adobe Photoshop;
  • удобная компиляция CSS-препроцессоров.

Visual Studio Code

Многофункциональный, но компактный кодовый редактор VSC изначально был предназначен для обработки JavaScript и его расширений, но плагины позволяют добавить другие популярные языки, например, PHP и C#. Программа отлично поддерживает платформу .

Технология IntelliSense обеспечивает умное автодополнение кода: редактор может дописывать названия уже объявленных функций, а подсказки содержат ссылки на нужные главы документации.

В редактор встроен отладчик кода.